Извините, регистрация закрыта. Возможно, на событие уже зарегистрировалось слишком много человек, либо истек срок регистрации. Подробности Вы можете узнать у организаторов события.
Магистр теологии Дмитрий Матвеев — о том, как живется богословию в эпоху постмодерна и какие вопросы современное общество и мысль ставят перед верующими. Прямая трансляция: predanie.ru/stream
На первой лекции мы рассмотрели критику метафизики, бросающую вызов традиционному для христианского богословия догматическому принципу. Эта криткика находится в рамках модерной парадигмы мышления: ведущее место в ее ценностной системе играет человек, человеческий разум и свобода. Богословы этого направления, начиная со Шлейермахера в 1-й половине XIX века, развивают богословие на недогматической основе и составляют тренд богословия модерна.
Состояние постмодерна, чаще всего отсчитывемое с начала 70-х гг ХХ века, в соответствии с воззрениями его философских идеологов и апологетов (Лиотара, Делёза, Фуко и др.) — это состояние мышления, восстающего против претензии любых идей, концепций и ценностей на универсальность. Постмодерн провозглашает «право на непереводимость» всех частных дискурсов. Ценностный подход модерна с его идеей человека как свободного и разумного существа теряет в эпоху постмодерна ведущие позиции; взамен эта эпоха стимулирует рост, с одной стороны, нигилизма, с другой – консерватизма. В то же время мышление модерна не сходит со сцены, что иллюстрируется, в частности, концепцией модерна как «незавершенного проекта», не исчерпавшего свой потенциал (Хабермас).
Этой ситуации плюрализма соответствует и многообразие подходов и направлений христианского богословия. Беря в качестве критерия отношение к критике метафизики и догматизма, можно выделить направления богословия, характеризующиеся одним из возможных типов отношения к этой критике. Таких типов можно назвать по меньшей мере три: игнорирование, преодоление и приятие принципов указанной критики. В свете этого отношения могут быть рассмотрены следующие богословские направления конца ХХ – начала XXI века: богословская критическая рациональность (Х. Кюнг), минимализм или «бедная религия» (Д. Кьюпитт, М. Эпштейн), возвращение в первоначальный иудеохристианский контекст (Н. Т. Райт), «трансцендентальная рефлексия» (Б. Лонерган), феноменологическая теология (Ж.-Л. Марион, Т. Мануссакис), «радикальная ортодоксия» (Дж. Милбанк и др.).
Им и будет посвящена вторая лекция магистра теологии, преподавателя библейского колледжа «Наследие» Дмитрия Матвеева.
Вход свободный. Лекция проходит в 5 минутах от м. «Проспект мира» по адресу: Протопоповский переулок, д. 25, стр. 1. Это большое желтое здание с куполом, вход с левого (если смотреть с переулка) торца здания под вывеской «Все вместе».